Ухудшилась память у подростка

Ухудшилась память у подростка

Нарушения памяти у детей, подростков, взрослых. Причины и диагностика.

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Нарушения памяти у детей, подростков, взрослых.Причины и диагностика. Выполнила: Киль Е.Д., логопед

Нарушения памяти являются одними из наиболее распространённых расстройств, значительно ухудшающих качество жизни человека. Выделяют два основных их вида – количественные нарушения, которые проявляются в выпадении, ослаблении или усилении следов памяти, и нарушения качественные (парамнезия), выражающиеся в появлении ложных воспоминаний, в смешении реальности, прошлого, настоящего и воображаемого.

Проявляется этот симптом в виде следующих заболеваний: Амнезия, которая может иметь различные формы, но в общем характеризуется выпадением памяти на различные промежутки времени, утратой различных сведений или навыков. Гипомнезия — характеризуется прежде всего ослаблением способности воспроизведить и запоминать различные справочные данныее – имена, цифры, термины и названия, т.е. функции памяти поражаются неравномерно. Гипермнезия – напротив, патологическое обострение памяти. Часто встречается при маниакальных состояниях и начальных стадиях алкогольного и наркотического опьянения. Парамнезии – это качественные нарушения, их довольно трудно чётко классифицировать, так как симптоматика довольно сложна. При данных заболеваниях впервые виденное, испытанное или рассказанное воспринимается человеком как нечто знакомое, происходившее с ним до этого прежде. Иллюзия узнавания также относится к данным нарушениям

У детей Основные причины, вызывающие нарушения у детей – врождённая умственная отсталость и приобретённые состояния, выражающиеся в гипомнезии – ухудшении процесса запоминания и воспроизведения информации, или амнезии – выпадении из памяти отдельных эпизодов. Амнезия у детей может являться последствием перенесённой травмы, психического заболевания, коматозного состояния или отравления, например, алкогольного. Однако частичные нарушения памяти у детей наиболее часто встречаются вследствие комплексного воздействия нескольких факторов, таких как неблагоприятный психологический климат в детском коллективе или в семье, астенические состояния (в том числе из-за частых ОРВИ), а также гиповитаминоз.

У взрослых Причин, по которым могут произойти нарушения памяти у взрослых людей, пожалуй, больше всего. Это и воздействие стрессовых ситуаций на месте работы и дома, и наличие всевозможных заболеваний нервной системы, таких как болезнь Паркинсонаили энцефалит. Конечно, к подобным нарушениям приводит алкоголизм и наркомания, психические заболевания – депрессия, шизофрения, неврозы. Важным фактором, способным сильно повлиять на способность запоминать являются и соматические заболевания, в ходе которых происходит повреждение сосудов головного мозга и, как следствие, нарушение мозгового кровообращения. Это диабет, гипертония, атеросклероз, патология щитовидной железы

У пожилых людей практически все нарушения памяти связаны также с ухудшением мозгового кровообращения вследствие возрастных изменений в сосудах. С возрастом и в нервных клетках видоизменяется нормальный обменный процесс. Отдельная причина нарушений памяти у пожилых – это болезнь Альцгеймера.

Диагностика Чтобы определить, имеются ли у человека проблемы, были разработаны различные методики диагностики. Хотя необходимо понимать, что все методы являются усреднёнными, так как люди сильно отличаются индивидуальными особенностями, и что такое «нормальная» память, определить довольно трудно. Тем не менее, ниже приведём несколько методик проверки состояния памяти.

Диагностика зрительной и слуховой памяти Для осуществления диагностики используют карточки, на которых изображены различные предметы. Всего потребуется 60 карточек, которые будут использоваться двумя сериями – по 30 в каждой. Каждая карточка из стопки последовательно показывается пациенту с интервалом в 2 секунды. После показа всех 30 карточек необходимо сделать перерыв в 10 секунд, после чего пациент повторят изображения, которые ему удалось запомнить. Причём последние допускается называть и в хаотичном порядке, то есть последовательность не важна. После проверки результата определяется процент правильных ответов. На тех же условиях пациенту показывают и вторую стопку из 30 карточек. Если результаты будут различаться сильно, то это будет свидетельствовать о неудовлетворительной концентрации внимания и нестабильной мнестической функции. Если в ходе теста взрослый человек правильно называет 18-20 картинок, то его считают стопроцентно здоровым. Аналогичным образом проверяется и слуховая память пациента, только изображения на карточках ему не показывают, а вслух произносят. Повторная серия слов произносится в другой день. Стопроцентный результат – верное указание 20-22 слов.

Метод запоминания Обследуемому зачитывается десяток двусложных слов, смысловую связь между которыми установить нельзя. Врачом эта последовательность повторяется от двух до четырёх раз, после чего обследуемый сам называет слова, которые сможет вспомнить. Повторно пациенту предлагается назвать те же слова уже через полчаса. Правильные и несовпадающие ответы записываются, после чего делается вывод об уровне внимания пациента. Существует и метод запоминания искусственных слов (например, роланд, сига и т.д.), не несущих никакой смысловой нагрузки. Пациенту зачитывается 10 таких несложных звукосочетаний, после чего обследуемый повторяет те слова, которые ему удалось запомнить. Здоровый пациент сможет воспроизвести все без исключения слова после 5-7 их повторений врачом.

Плохая память: причины, коррекция, лечение. Различие в провалах памяти у детей и взрослых

В человеческом организме много удивительных загадок, которые не так-то просто понять с первого раза, и память одна из них. Запоминание информации – это одна из возможностей нервной системы. Все это собирается на невидимых полочках нашего мозга, и, при необходимости, информацию можно извлекать и пользоваться. Без памяти человек не сможет вести нормальную социальную жизнь. Любое нарушение в этой области может повлечь за собой череду серьезных последствий. От проблем с памятью страдает не только сам человек, но и окружающие близкие люди. Это далеко не единственная проблема, которую несет плохая память, причины недуга могут быть самыми разными.

Общая информация

Память бывает двух видов: кратковременная и долговременная.

Все, что мы воспринимаем мельком, чаще всего забывается за несколько минут, именно так и работает кратковременная память. Разумеется, смысл такой информации человек не улавливает. Благодаря этой памяти человеческий мозг не засоряется ненужной информацией.

Долговременная память имеет совершенно противоположное значение. Она приводит поступающую информацию в порядок, накапливая ее. Хранится информация долговременной памяти неопределенный срок. Именно за счет нее человек помнит все знания и способен к обучению. Это невероятно трудный процесс мозга, однако человек считает его самым обычным. Для успешной эксплуатации памяти необходимо иметь хорошую концентрацию, одно без другого будет не ценно в обучении.

Провалы памяти у детей и взрослых

У явления «плохая память» причины могут быть самые разнообразные. В случае, если малыш рождается с отсталостью, его память будет крайне слабой, это значит, что к серьезному обучению такой человек не будет готов и во взрослой жизни. Детская психика больше восприимчива к внешним и внутренним проблемам, это значит, что стрессов малышу не избежать.

Взрослые причины плохой памяти крайне редко встречаются у детей, эти патологические состояния приобретаются лишь по мере взросления.

Причины плохой памяти детей:

  • Жизнь в постоянном стрессе (неблагополучные условия жизни, проблемы в школе, с ровесниками во дворе);
  • Врожденные заболевания (синдром Дауна);
  • Зрение ниже нормы;
  • Анемия и авитаминоз;
  • Рак мозга;
  • Астения;
  • Расстройства психики;
  • Частые болезни, провоцируемые вирусами;
  • Отравление организма алкоголем или наркотиками;
  • Травмы черепа.

Взрослые страдают плохой памятью в следствие приобретенных недугов:

  • Вертебробазилярная недостаточность;
  • Стрессы, хроническая усталость в эмоциональном плане;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Нарушения в плане метаболизма;
  • Атеросклероз;
  • Дисбаланс гормонального фона;
  • Острое нарушение кровообращения в сосудах мозга;
  • Болезнь Альцгеймера;
  • Дисциркуляторная энцефалопатия;
  • Депрессия, шизофрения;
  • Остеохондроз.

Забывчивость детей

Другой подход необходим детям, у которых плохая память случилась в следствие каких-либо внешних факторов. Отличие реакции детей на определенные факторы:

  1. Алкоголизация – причина многих проблем, плохая память одна из них. Подростковый организм реагирует на опьянение иначе, чем взрослый, уже на первых этапах пьянства начинаются провалы в памяти;
  2. Часто провалы в памяти у ребенка связаны с определенными событиями негативного характера. К примеру, отравление или травма;
  3. Обычно ребенок забывает небольшой временной промежуток. Четкости у детской амнезии нет, ее очень трудно определить.

Необходимо знать до лечения

Перед тем, как определить схему лечения, необходимо узнать точный диагноз и определить, чем было спровоцировано нарушение. Узнать все это можно, определив следующую информацию:

  • Какие болезни мучают человека. Чаще всего прослеживается связь между заболеваниями в настоящем или патологиями в прошлом с ухудшением состояния работы мозга;
  • Есть ли факторы, подразумевающие ухудшение памяти. К примеру, деменция, черепно-мозговая травма или прием определенных медикаментов;
  • Какие лекарственные средства принимает пациент, есть ли возможность ухудшения состояния памяти от них.

При выявлении причин ухудшения памяти необходимо сделать биохимию крови. Таким анализом выявляются проблемы гормонального фона, дефицит витаминов и нарушения на метаболическом уровне.

Коррекция нарушения памяти

В процессе старения организма происходит множество сбоев, особенно это относится к мозгу. Память становится хуже, что естественно. Частая забывчивость, сниженная концентрация – итоги ухудшения работы мозга. Однако на качестве повседневной жизни это практически не сказывается. При правильной подготовке в пожилом возрасте можно приучиться быстро вспоминать необходимую информацию, но потребуется время.

Есть множество фармакологических препаратов, которые не только помогаю поддерживать память в тонусе, но улучшают умственные способности человека. К таким препаратам относятся ноотропы.

Не стоит забывать, ноотропы относятся к симптоматическому лечению, чтобы получить полную схему лечению, необходимо обратиться к специалисту.

Видео о проблемах с памятью

В этом видео вы узнаете, как улучшить внимание и память:

Причины, разновидности и лечение ухудшения памяти

Память — это функция центральной нервной системы, обеспечивающая хранение и использование приобретенных знаний. Этот комплекс сложных процессов объединен под общим термином «мнестическая деятельность».

Она нарушается по многим причинам: от усталости и переутомления до серьезных заболеваний. Оставлять без внимания нарушения памяти не следует, поскольку они могут свидетельствовать об органическом поражении головного мозга.

К нарушению памяти может приводить множество причин.

Причем у пациентов различных возрастных групп снижение этой функции вызывается собственными факторами.

К нарушениям памяти в детском и юношеском возрасте приводят следующие факторы:

  • Гиповитаминоз.
  • Анемия.
  • Астенический синдром. Частая заболеваемость вирусными инфекциями.
  • Травмы центральной нервной системы.
  • Стрессовые ситуации (в том числе неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблема в коллективе, который посещает ребенок или подросток). Частным случаем стресса является адаптация к началу учебы в школе у детей 6-7 лет, переходу из младшего в среднее звено в 10-11 лет.
  • Нарушение зрения.
  • Опухолевые процессы, поражающие головной мозг.
  • Расстройства психики.
  • Интоксикация, в том числе в результате употребления алкоголя или наркотических средств.
  • Врожденная патология, характеризующаяся умственной отсталостью (например, синдром Дауна).
  • Применение некоторых лекарственных средств, влияющих на метаболические процессы.

Грубые, непроходящие, не поддающиеся коррекции нарушения памяти детскому возрасту несвойственны. Патологии, спровоцированные врожденными особенностями и аномалиями, требуют лечения.

Память детей и подростков имеет свои черты, которые иногда могут быть приняты за нарушения:

  • ребенок быстрее забывает стрессовые ситуации;
  • амнезия у детей проявляется выпадением из памяти отдельных эпизодов, имевших место в период помрачения сознания, связанного с неприятными событиями (интоксикацией, коматозным состоянием, тяжелой травмой);
  • при алкоголизации полимпсест отмечается еще до формирования зависимости, на первых этапах;
  • ретроградная амнезия обычно затрагивает минимальный промежуток времени до стрессирующей ситуации и имеет меньшую выраженность, чем у взрослых; в ряде случаев у детей она может остаться незамеченной.

Для нарушений памяти в раннем и подростковом возрасте характерен тип дисмнезии. Выраженные расстройства подобного вида способны негативно сказываться на школьной успеваемости и адаптации в коллективе.

У малышей, посещающих детский сад, эти расстройства проявляются в трудностях запоминания стихов и песен, в результате чего они реже участвуют в праздниках и утренниках. В случае выраженного нарушения ребенок, несмотря на ежедневное посещение учреждения, не может отыскать свой шкафчик, с трудом находит свои вещи среди других, забывает имена окружающих, не может рассказать о событиях прошедшего дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх
Продолжить